• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто такой Уполномоченный по правам студентов?

Уполномоченный по правам студентов и аспирантов - это ответственное лицо, которое помогает устранять нарушения прав студентов и аспирантов.

– Какие у него обязанности?
– В чем заключается работа?
– Есть ли сложности?

Мы поговорили с омбудсменами прошлых лет и узнали ответы на все интересующие вопросы.

Омбудсмен - это человек, который помогает студентам и аспирантам отстаивать свои права, если они были нарушены. Ситуация может быть любая: спорное дисциплинарное взыскание, сложности в коммуникации с преподавателем, угроза отчисления и так далее. Задача Уполномоченного - разобраться в ситуации, изучить обстоятельства и найти пути решения проблемы, используя нормативные документы. Наши герои расскажут о своем опыте решения проблем более подробно.

● Какую цель ты преследовал, когда был омбудсменом?

Руслан Асланов: Основной моей целью в рамках срока было достичь самостоятельного функционирования института Уполномоченного по правам студентов. Чтобы он смог продолжить функционировать уже и без меня: впервые создан полноценный аппарат, а на многих факультетах с нового созыва появятся локальные омбудсмены. Даже если следующий Уполномоченный не будет справляться со своими обязанностями, то права студентов все равно будут под защитой.

Иван Чернявский: Идя на выборы, я понимал, что омбудсмен - это скорее функция процессная, а не проектная. Для меня было важно так настроить свою работу и работу команды, чтобы студенты всегда знали: «в случае проблемы - можно обратиться к Ване Чернявскому, он поможет». Думаю, нам с командой удалось.

● Что самое трудное в работе омбудсмена?

Иван Чернявский: Психологически самым трудным было сталкиваться с обманом. Я люблю вышкинское сообщество и это главная причина, почему я готов был тратить свое личное время на помощь им. Но в должности омбудсмена нужно быть готовым к тому, что периодически придется сталкиваться с ситуациями, когда, например, у человека главная задача - не отчислиться, а в этом все средства хороши. Такой человек расскажет тебе о великой несправедливости, которая с ним случилась, о том, как стало плохо, или как завалил препод, а потом ты узнаешь от других, что просто «микронаушник на экзамене выпал». И главное, помнить, что это исключения, не разочаровываться во всех и продолжать помогать.

Руслан Асланов: Самое трудное - сохранять спокойствие. Во время сессии может приходить по 8-12 кейсов в день, и каждый из них может значительно повлиять на дальнейшее обучение студента: у кого-то риск потери скидки, у кого-то риск отчисления. Иногда с такой ситуацией может столкнуться целая группа студентов.

В таких условиях важно держать себя в руках и спокойно изучать все обстоятельства, чтобы найти лучший выход из сложившейся ситуации.

Димитрий Крихан: Когда я только вступил в должность, думал, что основные трудности будут с тем, чтобы добиться чего-то от администрации. Оказалось, что главное препятствие - саботаж со стороны своих же. В самоуправлении были люди, которые постоянно вставляли мне палки в колёса и занимались деятельностью, которую я могу описать только как мелкую подлость.

К саботажу можно отнести и те случаи, когда в глаза тебе говорят одно, а за спиной другое. Например, предлагаешь кому-то какую-то идею, тебе отвечают: "Да, круто, давай сделаем!". Ты начинаешь работать, а потом выясняется, что этот человек на самом деле и не собирался ничего делать. А ты, получается, впустую тратишь время и силы. Еще довольно неприятно, когда тебя в чём-то обвиняют и упрекают, а ты даже не можешь ответить на эти упреки.

● Считаешь ли ты, что курс, на котором учится кандидат в омбудсмены, важен?

Иван Чернявский: Я не эйджист, но мне сложно представить на месте омбудсмена студента младшего курса. Будучи магистрантом мне было сложно выстоять в этой роли, когда ты постоянно между молотом (студентами) и наковальней (администрацией). На первых курсах, мне кажется, лучше инвестировать время в то, чтобы попробовать как можно больше разных возможностей, которые предлагает академическая и внеучебная вышкинская жизнь, а не брать на себя такие мощные обязательства на целый год.

Руслан Асланов: Не думаю, что это важно. Хорошо, если ты знаком со структурой и нормативкой университета, но учиться решать кейсы университетского масштаба все равно придется с нуля. Любой опыт - это плюс, но бывает, что и первокурсник справляется с задачами лучше, чем студент старших курсов. И это совсем не редкость.

Димитрий Крихан: Полагаю, что это так. От омбудсмена требуется определенное знание ситуации в университете и понимание контекста.

● Почему права студентов нужно защищать? Разве университет вредит «своим»?

Иван Чернявский: Университет - это огромная интеллектуальная корпорация, состоящая из тысяч совершенно разных людей. Было бы странно, если бы тут не было конфликтов, недопониманий. Большинство из них решается на локальных уровнях, но иногда нужен арбитр/медиатор.

Руслан Асланов: Вышка - это огромная корпорация, в которой трудится около 60 тысяч человек: студентов, преподавателей, сотрудников. Процесс образования можно воспринимать как конвейер, на котором тоже иногда встречается брак. Не думаю, что университет намерено пытается навредить «своим». Но ошибки со стороны университета тоже бывают и об этом надо говорить омбудсменам и представителям студсоветов, чтобы мы смогли вовремя эти ошибки исправить. Даже сами студенты могут без проблем вредить «своим».

Димитрий Крихан: Конечно. Даже сами студенты могут без проблем вредить «своим». Что уж говорить об администрации и преподавателях. Конечно, речь не идёт обо всех студентах, преподавателях и представителях администрации, но такие случаи бывают и студенты должны иметь возможность защищаться от посягательств на свои права.

● Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать омбудсмен?

Иван Чернявский: Нужно уметь выстраивать коммуникацию: как со студентами (чтобы они знали, доверяли), так и с администрацией университета (чтобы она видела в вас разумного коллегу, к которому стоит прислушиваться). Роль уполномоченного - это роль медиатора в конфликтных ситуациях.

Руслан Асланов: Однозначно, терпением. Когда ты омбудсмен, тебе приходится писать во многие инстанции, общаться с большим количеством студентов и сотрудников, которые не всегда идеально знают нормативку. Иногда возникает необходимость прогонять один и тот же рассказ снова и снова, рассматривать ситуацию с разных точек зрения.

Димитрий Крихан: Честностью, жесткостью, чувством справедливости. Фортуна помогает сильным. Омбудсмен не должен постоянно улыбаться, не должен пытаться всем нравиться. Его задача - принимать справедливые решения и делать то, что он должен делать, а не то, что хочется ему, “студсоветчикам” или администрации. Ещё омбудсмен должен любить людей. Без этого никак. Иначе ты просто не сможешь заниматься этой деятельностью на фултайме.

● Что бы ты посоветовал будущим омбудсменам?

Иван Чернявский: Нужно решить для себя, действительно ли вы хотите быть омбудсменом целый год. Если уверены в себе, то обязательно нужна команда. В одиночку возможно быстрее перегореть. В команде должны быть люди, которые специализируются по основным возможным проблемам студентов: знают все про общежития, учебный процесс, международный обмен и тд.

Набрав команду, выиграйте выборы, но никогда не забывайте, что вы (омбудсмен) теперь конструкт, который выдумало вышкинское сообщество. И то, насколько вы будете значимым для этого сообщества, зависит от того, насколько вас это сообщество будет знать и в вас верить. Не забывайте про коммуникации.

Руслан Асланов: Если вы омбудсмен, значит вам надо регулярно приставать к учебным офисам, академическим руководителям, проректорам. Нужно быть настолько дотошным, чтобы любой сотрудник университета понимал: легче помочь решить проблему, нежели игнорировать ее.

Димитрий Крихан: Во-первых, Не заигрывайся в политику. Ты нужен, чтобы решать проблемы студентов. Тщательно продумай, как ты будешь рекламироваться. У меня были только сарафанное радио и поддержка некоторых медийных личностей. Во-вторых, это очень неблагодарная работа. Даже, если ты из кожи вон будешь лезть, тебе всё равно будут говорить, что ты "ничего не делаешь". И никаких пегасов за эту работу тоже не положено. Так что работать будешь на чистом энтузиазме. Подумай, нужно ли тебе оно. И главное, отстаивай только то, что нужно самим студентам, на что есть запрос от самого сообщества. Ни на что другое не трать времени, даже если тебе кажется, что это хорошая идея.

⚡️ Продолжишь путь наших омбудсменов?
Оставляй заявку на кандидата Уполномоченного по правам студентов и аспирантов по ссылке: https://vk.cc/bF2pU3