Студенческое самоуправление: что было до Студосвета Вышки?

Студенты прошлого проделали огромную работу, чтобы сейчас мы могли свободно отстаивать свои взгляды, мнение и полноправно участвовать в жизни университета. Благодаря их опыту мы получили привычный вид Студсовета, мнение членов которого имеет практически такой же вес и значимость, как и решения администрации. Через что прошло студенческое самоуправление, чтобы добиться такого результата?

Еще каких-то двести лет назад любые формы студенческой самоорганизации вызывали пристальное внимание правительства, ведь группы молодой интеллигенции были потенциальными рассадниками революционных идей и могли быть угрозой для существующей власти. Поэтому история России и СССР наблюдает то абсолютный запрет, то послабления в создании студенческих кружков различного типа.

Лишь в конце Советской эпохи в официальных документах появился термин “студенческая самоорганизация”, и с этого момента и началось развитие студенческого самоуправления, каким мы его знаем его сейчас.

Студенческое самоуправление в России с тех пор трансформировалось в двух направлениях: (1) продолжают свою работу, но со временем угасают оставшиеся от советского времени профсоюзы; (2) развиваются новые формы представительства студентов, в частности, студенческие советы.

Если целью профсоюзов является в основном распределение путёвок и стипендий, то цель студсоветов - эффективное представительство всего комплекса интересов студентов в университете.

Россия в этом направлении отнюдь не одинока - student parliaments, student governments, student councils являются органичной частью многих систем управления университетами как на Западе, так и в странах Азии и Африки. Это считается очень важным не только для университетов, но и для самих студентов: соприкосновение со студенческим самоуправлением (и в роли избирателя, и в роли активного участника) способствует их развитию как личности, как гражданина и часто как профессионала.

Тенденция роста значимости студенческих организаций наблюдается и в истории Вышки.

Первый Студсовет НИУ ВШЭ был образован в 1998 году и просуществовал 5 лет, до 2003 года, а после трансформировался в знакомый всем нам Ингруп СтС. Далее в течение семи лет общеуниверситетского Студсовета в ВШЭ фактически не было, и лишь в 2010 образовалась Студенческая палата. Ее участников (по 2 от каждого факультета) выдвигали факультетские администрации и признаваемые ими местные инициативные группы студентов. Палата просуществовала только 2 года.

С 2013 существовали Студсоветы четырех кампусов ВШЭ. В студсовет московского кампуса входили по одному представителю от каждого тогдашнего факультета и общежития, но выбирались на местах эти представители сильно по-разному (и даже не всегда).

Только в 2015 году образовался единый и включающий в себя все кампусы Студсовет ВШЭ, в котором было предусмотрено количество представителей, пропорциональное числу студентов на разных подразделениях, а выборы происходят прозрачно и по единым процедурам. В 2019 разное число представителей было заменено разным весом их голоса (равное числу представляемых ими студентов).

Теперь у нас есть более четкая структура: студсоветы факультетов, общежитий, кампусов, а еще Совет аспирантов и Объединение иностранных студентов. Более того, в Студенческом совете действуют комитеты: по качеству образования, общежитиям, информационный, социальный, правовой, внешним коммуникациям и научный. Все они призваны оперативно и полноценно помогать и поддерживать студентов. Благодаря такой системе получается быстрее и эффективнее решать возникающие трудности, а их может быть много 一 особенно в условиях пандемии. Недавно мы опубликовали пост о том, как Студсовет может сделать твою жизнь в университете комфортнее.

📌 Уже 19 декабря начнётся этап голосования за кандидатов в Студенческие советы подразделений. С подробной информацией можешь ознакомиться в нашей группе во ВКонтакте и Telegram-канале.

При подготовке использовались статьи членов Избирательной комиссии:
1. Ефимов Д.Б. Изучение университетских органов студенческого представительства: состояние, проблемы, перспективы. Университетское управление: практика и анализ;
2. Chirikov, I., & Gruzdev, I. Back in the USSR: path dependence effects in student representation in Russia. Studies in Higher Education.